История Гран-при Австралии и Альберт-парка.
Первые Гран-при.
Гран-при Австралии имеет богатую историю. К моменту проведения в этой стране первого Гран-при "Формулы-1" история Гран-при насчитывала уже почти 60 лет.
Первые гонки в Австралии и Новой Зеландии начали проводиться в конце 1910-х. Несколько малозначительных гонок было проведено в период 1922-1926 годов, например, в 1923 году в Виктория-Парке Сиднея. В конце 1920-х было начато строительство сразу нескольких автодромов, но ни один не был закончен, в основном по финансовым причинам.
15 января 1927 года на ипподроме города Голбурн в Новом Южном Уэльсе состоялась гонка под названием "Гран-при Австралии"; организована она была инициативной группой энтузиастов при поддержке местного автоклуба и мэрии, проводилась по правилам свободной формулы, участники съехались и из других штатов. Гонка состоялась, участвовали самые разнообразные машины, а призовые 50 фунтов выиграл Джофф Мередит на Bugatti Type 30.
Спустя 14 месяцев, 31 марта 1928 года, на Острове Филиппа, в 50 километрах от Мельбурна, была проведена "Стомильная дорожная гонка" (100 Miles Road Race). Она была организована крупнейшим автоклубом Австралии Light Car Club of Australia, проводилась на дорогах общего пользования, асфальтированых, но довольно пыльных. Из 29 заявившихся участников на старт вышло 17, они были разделены на две группы согласно литражу двигателей. Обе группы проехали по 10,4-км кольцу по 16 кругов, потом таблицы результатов совместили в одну, и быстрейшим оказался Артур Уэйт на английском четырехцинидровом автомобильчике "Остин 7". Уэйт был зятем основателя фирмы "Остин", и на модифицированном "Остин 7" уже одержал две победы в Европе, после чего отправился в Австралию продвигать марку. Сейчас в честь Уэйта назван один из поворотов трассы в Альберт-парке.
1. Джофф Мередит на Гран-при Австралии 1927. 2. Артур Уэйт финиширует а "Стомильной гонке" 1928 г. 3. Фестиваль классики на трассе острова Филиппа в 2010 г.
Аккредитованная FIA Конфедерация Австралийского Мотоспорта (CAMS) официально считает первым Гран-при Австралии именно гонку 1928 года; в защиту приводятся аргументы о дистанции гонки, количестве участников и организации соревнования. Гонку 1927 года же относят к местным гонкам и не считают ее в чем-то знаменательной. Однако оппоненты считают, что Федерация просто не желает отдавать пальму первенства автоклубу Южного Уэльса. Поэтому 80-летие своего Гран-При австралийцы отметили дважды: в 2007 году, скромно, в Голбурне и в 2008 году, с помпой, на острове Филиппа. Помимо этого, в честь тех соревнований сейчас на острове Филиппа ежегодно устраиваются парады исторических гоночных машин.
Гонки на острове Филиппа, также получившие название "Гран-при", в дальнейшем проводились ежегодно, до 1935 года, всегда по тому же прямоугольному кольцу. Количество участников и зрителей увеличивалось, появились европейские гоночные болиды, доминировали Bugatti и MG. Но трасса находилась достаточно далеко от крупных городов, да еще на острове, что создавало препятствия посещаемости. Поэтому в 1934 году был предложен проект проведения 250-мильной гонки в Альберт-парке в Мельбурне.
Альберт-парк.
Это место изначально, буквально с основанием Мельбурна, было выделено специально для организации рекреационной зоны. Мельбурн был основан в 1835 году и около 1850 начал расширяться на юг, перекинувшись на другой берег реки Ярры. Эти места тогда принадлежали аборигенам племени вурунджери; болотистые, изобиловавшие затонами берега осушались и застраивались поселенцами, приехавшими в Мельбурн в на волне "золотой лихорадки". Небольшая территория на южном берегу реки была зарезервирована правительством, сначала использовалась для выпаса скота и военных учений, а в 1864 году здесь был основан общественный парк, названный в честь супруга королевы Виктории, принца Альберта, в котором проводились гулянья и соревнования по крикету, футболу, теннису. В 1890 году, когда Мельбурн был на пике экономического развития, вода из Ярры была отведена в один из бывших заливов; таким образом в Альберт-парке было заполнено озеро, ставшее ареной для состязаний по гребле и парусному спорту. На протяжении многих десятилетий парк являлся любимым местом отдыха горожан; частично парк занимали учебные и военные учреждения.
Гонка должна была быть проведена на аллеях парка, вокруг озера. Но реализация проекта натолкнулась на противодействие местных жителей. Тогда Light Car Club of Australia провел эксперимент: в Альберт-парк тайно были доставлены 8 гоночных машин, оснащенных глушителями, и они совершили несколько кругов. Ни одной жалобы на это не поступило. Однако, несмотря на этот аргумент, в дело вмешались власти, и гонка все же была проведена на острове Филиппа, а переезд на другую трассу (составленную из прямых дорог близ приморского города Виктор-Харбор, южнее Аделаиды) состоялся еще через год.
Период до и после войны.
В 1938 Гран-при был проведен на трассе Монт-Панорама близ города Батхорст (которой позже, благодаря проведению гонки "1000 км Батхорста", суждено было стать легендарной для австралийского автоспорта); но и там гонка до поры до времени не прижилась, а вскоре грянула война. В 1947 году проведение Гран-при Австралии возобновилось; несколько лет главная гонка страны кочевала по временным трекам на аэродромах и улицах городов, в 1952 вернулась в Батхорст. Это была эпоха автомобилей местной подготовки, собранных в Австралии из того, что было - из частей европейских и местных машин, деталей собственной конструкции, различных посторонних узлов. Все машины допускались к старту, а чтобы компенсировать их различия, действовала система временных гандикапов.
Гран-при в Альберт-парке.
Ну а к 1953 году вновь всплыла идея проведения гонки в Альберт-парке. Управляющая парком организация и военная академия, располагавшаяся в парке, достигли договоренности о проведении Гран-при Австралии. Протесты жителей не возымели действия. Дорожки, окружавшие озеро, были подготовлены, поставлено ограждение, и 21 ноября 1953 года 40 машин (свободного класса) стартовали на дистанцию 64 круга (322 км). Несмотря на то, что для гонки использовались те же дорожки, которые используются и сейчас, круг был мало похож на современный, был более сглаженным и коротким и, конечно, менее подготовленным: рядом с трассой росли кусты, деревья, были скамейки, фонарные столбы, декоративные заборы. Через 2 часа 24 минуты первым линию финиша пересек Дуг Уайтфорд на "Тальбо-Лаго", опередивший ближайшего соперника на 5 кругов. Организаторы заявили о феноменальной посещаемости в 70 тыс. человек, однако продано было всего 27 тыс. билетов: большая часть зрителей предпочла смотреть гонку через забор.
1. Конфигурация трассы в 1953-1958 гг. 2. Старая конфигурация (синим) по сравнению с современной (красным), рисунок Гвидо де Карли (www.gdecarli.it). 3. Дуг Уайтфорд на "Тальбо-Лаго" в повороте Powerhouse в 1953 году.
Затем Гран-при вновь покинул Мельбурн, два года проводился на разных трассах (специально для Гран-при была построена трасса в Порт-Уэйкфилд; Видое гонки 1954 года в Соутпорте -
http://www.youtube.com/watch?v=G3-xQp9wqog), но вернулся в 1956 году: в Мельбурне проводились Олимпийские игры, и организаторы пытались сыграть на этом. К тому времени многие австралийские гонщики выступали в Европе или имели европейские машины; кроме того, удалось организовать участие заводской команды "Мазерати" во главе со Стирлингом Моссом и Жаном Бера и команды "Феррари" с Питером Уайтхэдом и Реджем Парнеллом. Несколько менее мощных "Мазерати" и "Феррари" были проданы местным пилотам; но все эти машины были уже на голову выше старого "Тальбо-Лаго" Уайтфорда. Одним словом, на этот раз ожидалось действительно грандиозное событие. 25 ноября, за неделю до гонки "свободной формулы", была проведена гонка спортивных автомобилей, во время которой погиб местный пилот, но несмотря на это, 2 декабря 22 участника стартовали на той же самой конфигурации трассы длиной 5,028 км. Конечно, Мосс и Бера выступали в своей лиге, и за 80 кругов выиграли у остальных участников по несколько кругов, а Мосс оказался быстрее Бера.
В 1957 году гонка в Альберт-парке также была проведена, но под названием "Гран-при Мельбурна"; гонка проводилась для спортивных (кузовных) машин, широкого интереса не вызвала, и информации о ней крайне мало. Гран-при Австралии тем временем ежегодно проводился на других трассах.
В 1958 году Гран-при Мельбурна снова прошел в Альберт-парке, но на этот раз с фурором: участвовать в нем приехал Джек Брэбхэм (к тому времени уже известный в Европе гонщик) и привез с собой Стирлинга Мосса; оба стартовали на новеньких "Куперах" Т45, но Мосс - от команды Роба Уокера, а Брэбхэм - от собственного имени. После двух отборочных звездов в 32-круговом финале оба они стартовали с первого ряда и уехали от своих преследователей, опередив ближайшего (того же Дуга Уайтфорда) на круг. Мосс вновь лидировал от старта до финиша и побил свой предыдущий рекорд трассы на две секунды.
1. Старт Гран-при Австралии 1956. 2. Стирлинг Мосс на задней прямой во время гонки 1956 года. 3. Мосс на стартовой прямой в 1958 году.
http://www.youtube.com/watch?v=J3YJXWi5k_E
Затем смена правительства штата привела к тому, что использование Альберт-парка для гонок вновь было запрещено; более того, было запрещено проводить гонки вне специальных трасс (и этот запрет был отменен лишь в 1985 году, ради проведения Гран-при в Аделаиде). Гран-при Австралии проводился регулярно на других, более подходящих для этого трассах, и имел немало славных страниц.
Австралийский автоспорт и Гран-при Австралии в 1960х-80х гг.
Рост автоспорта в Австралии в конце 1950х - начале 1960х связан с успехами австралийских и новозеландских гонщиков на международной арене. Пионером был, конечно, Джек Брэбхэм, ставший призовым пилотом команды Джона Купера и завоевавший вместе с ней титул Чемпиона мира в 1959 году. Вслед за ним в "Купер" пришел и новозеландец Брюс МакЛарен. Поскольку гоночный сезон в Австралии проходит в теплое время года - с ноября по март - оба этих пилота без труда совмещали выступления в Европе с гонками на родине. Влияние Брэбхэма в команде привело к тому, что он начал привозить с собой в Австралию новейшие модели "Купера", во-первых, получая преимущество над местными пилотами, а во-вторых, испытывая машины в боевых условиях. Затем, в 1961 году, когда технический регламент "формулы-1" был изменен, многие команды также привезли в Австралию свои машины: для чемпионата мира они стали бесполезны, а в Астралии на них можно было не только с успехом участвовать в гонках, но и продать их, получив хорошую выручку, тем самым окупив путешествие. Подобная схема в начале 1950-х уже использовалась при выступлениях в южноамериканских гонках, а теперь, с появлением нового рынка сбыта, эта идея завладела умами европейских команд, и к середине 60-х поездки в Австралию и Новую Зеландию стали естественными. Ну а насыщение рынка лучшими машинами мира и мастер-классы, дававшиеся местным гонщикам европейскими корифеями, придало автоспорту в Австралии мощнейший стимул. К 1963-65 гг. самодельные болиды полностью вымерли, оставив место "Куперам", "Лотусам", "БРМ" и "Брэбхэмам". Появились неплохие местные двигатели (и именно моторы "Репко" позволили Брэбхэму доминировать в Европе в 1966-67 гг.); на международную арену вышли Денни Халм, Крис Эймон, Хоуден Генли, Алан Джонс. В 1964 году гонок высшего уровня стало так много, что был проведен чемпионат, известный нам теперь под названием "Тасманская серия"; он проводился до 1975 года и собирал сильнейший состав участников - практически весь состав Чемпионата мира; но со временем расходы на участие в нем так возросли, что это привело к отказу от него и европейский гонщиков, и местных, и чемпионат был прекращен.
Гран-при 1963 года в Уорвик Фарм:
http://www.youtube.com/watch?v=Wbm7BymHBv0
1969 год, Лайксайд:
http://www.youtube.com/watch?v=MhrgLi2bBS8
1971, Уорвик Фарм:
http://www.youtube.com/watch?v=6Cey7YfSOG0
В этот период Гран-при Австралии, входивший в состав "Тасманской серии", и сохранявший статус главной гонки страны, проводился на различных трассах; можно даже сказать, что титул "Гран-при Австралии" давался гонкам на разных трассах по очереди. Среди самых известных трасс можно отметить Маллала, Уорфик-Фарм, Лэйксайд, Сандаун. Первенство сначала удерживали за собой европейцы - Грэм Хилл, Стюарт, Кларк - но на рубеже 1970-х ездить в Австралию стало невыгодно, и стартовые решетки снова стали постепенно заставляться австралийскими пилотами на австралийских же машинах, и "Тасманская серия" стала напоминать Национальный чемпионат, который проводился параллельно ей. CAMS попыталась продлить жизнь чемпионату, допустив в него не только устаревшие машины "формулы-1", но и машины "формулы-5000", несколько раз изменяя гоночную формулу, меняя название и организацию чемпионата (некоторое время он назывался даже "Австралийской Формулой-1") но он вызывал все меньше интереса. К концу 1970-х огромной популярностью пользовались кузовные гонки групп А и С, гонки на выносливость, ралли.
1978 год, Гран-при в Саундауне:
http://www.youtube.com/watch?v=9sRI-9r34_c - и показательные заезды Фанхио и Брэбхэма:
http://www.youtube.com/watch?v=QeQ_jVjBvg4
Гран-при в Колдере и в Аделаиде.
1. Нельсон Пике за рулем "Ральт" RT4 с мотором "Форд" на Гран-при Австралии 1981 г. в Колдере. 2. Взрыв покрышки Найджела Мэнселла во время Гран-при Австралии 1986 г., картина Олега Конина (http://legkonin.arts.in.ua/gallery/w/186744/). 3. Столкновение Хилла и Шумахера в 1994 г.
Возвращение в Мельбурн.
Замечательные гонки и атмосфера Аделаиды нравились командам, но в 1993 появился другой игрок - бизнесмен Рональд Уокер (ныне глава AGPC) убедил правительство Мельбурна провести Гран-при у себя. Решающее значение имела сумма контракта, которая, к сожалению для властей Аделаиды, полностью устроила Экклстоуна, и с 1996 года Гран-при Австралии вновь оказался на старой, но хорошо забытой трассе - в Альберт-парке.
Что касается самого Альберт-парка, то его обслуживание и благоустройство в 1960-х и 70-х годах были заброшены муниципалитетом, и лишь небольшое финансирование поступало от аттракционов; парк оставался местом отдыха горожан, в нем функционировали военная академия, начальная школа, колледж, клубы водного спорта, гольфа и футбола. Так продолжалось до 1991 года, когда были опубликованы планы по расчистке и благоустройству парка; эти работы начались в 1992 году, но уже через год, с принятием решения о проведении Гран-при, их характер был резко изменен: вместо высаживания новых деревьев и организации мест отдыха началась вырубка деревьев, укладка асфальта и постройка зданий. Проведение первого Гран-при, по мнению экологов, нанесло очень значительный ущерб флоре и фауне парка, вплоть до полного исчезновения в парке некоторых видов, и этот ущерб не был восполнен в дальнейшем. В 1995 году была основана группа экологов и местных жителей "Save Albert park", регулярно досаждающая организаторам то проведением акций, то публикацией исследований. По данным экологов, до 1996 года Альберт-парке обитаело около 100 видов птиц, несколько видов пресноводных рыб и мелких млекопитающих (говорят, видели даже лис); более ста видов растений. Часть деревьев (особенно в юго-восточной части парка - чуть дальше поворота Ascari - но также и в северной части, между поворотами 5 и 6) имеет возраст около 300 лет и является частью лесов, росших здесь еще до колонизации; до наших дней сохранился даже эвкалипт, около которого аборигены совершали ритуальные обряды (Corroboree Tree). Министерство добычи использовало озеро Альберт-парка для выращивания золотого окуня. В результате же проведения Гран-при парк, который должен служить местом рекреации, в итоге на протяжении примерно четырех месяцев в году (с января по апрель) становится большой стройкой, а непосредственно на неделе Гран-при полностью закрывается, и в течение всего уик-энда местные жители вынуждены терпеть рев гоночных двигателей нашествие толп зрителей, пробки и полеты авиатехники, фейерверк и рок-концерты, следить за детьми и запирать домашних животных.
1. Уничтожение деревьев в Альберт-парке в 1995 г. 2. Акция протеста в Альберт-парке. 3. Флора и фауна Альберт-парка (слева на фотографии едут машины - это поворот "Лауда").
Обзоры Гран-при 1996-2011 гг.
Первый Гран-при чемпионата "Формула-1" в Альберт-парке был проведен 10 марта 1996 года. Возвращение туда, где всего 4 месяца назад завершился прошлый чемпионат, было особенно тяжелым для Мики Хаккинена, только что вернувшегося в строй. В четверг были проведены две дополнительные сессии для ознакомления с трассой. "Заубер" Френтцена заглох на стартовой решетке, а Вильнев на старте вышел в лидеры. Несколько серьезных аварий заставили судей остановить гонку; пока команды расставляли и чинили машины, Мартин Брандл, которому после аварии врач команды запретил выходить на старт, бегал по всему пит-лейн в поисках Сида Уоткинса. Вильнев лидировал, с трудом удерживая сзади Хилла, и команда сделала все, чтобы изменить их позиции: зазвала Вильнева раньше, провалила пит-стоп; но пит-стоп Хилла оказался еще хуже, и Вильнев сохранил статус-кво. Из-за потери тормозной жидкости сошел Шумахер. Хилл атаковал Вильнева, но Жак, вылетев в траву, срезал поворот и блокировал Хилла на выходе из него, сохранив позицию. Но за 5 кругов до финиша команда сообщила Вильневу о критическом давлении масла в двигателе, и Жак сбросил темп, пропустив напарника вперед.
В 1997 году для обладателя поула Вильнева гонка закончилась уже в первом повороте. Второй пилот "Уильямс", Френтцен, развил невероятный темп, "привозя" соперникам по полторы секунды на круге. Но он шел на два пит-стопа, в то время как Култхард и Шумахер - на один; к тому же, на втором пит-стопе в "Уильямс" замешкались, и Френтцен оказался за ними обоими. Но за 7 кругов до финиша Шумахер вынужден был заменить шины, а за 2 круга до финиша Френтцен "потерял" левый передний тормоз и вылетел с трассы. Таким образом, Дэвид Култхард, проведший замечательную безошибочную гонку, финишировал в 20 секундах впереди Шумахера и принес "МакЛарену" первую победу со времен Сенны.
Альберт-парк 1998 года принес легендарную историю об инновационной тормозной системе "МакЛарен", фантастическом превосходстве Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда над соперниками, "вражьих голосах", которые вмешались в радиообмен Хаккинена с боксами и приказали ему заехать, в результате чего Мика потерял лидерство в гонке, и о "джентельменском соглашении" напарников, благодаря которому Дэвид пропустил Мику обратно, к победе. В спорах о достоверности этих фактов сломано немало копий. Шумахер между тем спалил двигатель, а скучная гонка нанесла серьезный удар по инициативам FIA.
В 1999 году оба "МакЛарена снова ушли со старта лидерами, но не доехали и до трети гонки - Хаккинен сошел из-за проблем с КПП, а Култхард - спустя минуту, из-за поломки гидравлики. Шумахер собрал все проблемы, которые только могли случиться. Отвалившееся крыло Вильнева вызвало пейс-кар, а второй пейс-кар вышел после аварии Занарди. Ну а Эдди Ирвайн, получив лидерство, уже не упустил его и довел гонку до своей первой победы.
В следующем году, несмотря на очень быстро выглядевшие "Феррари", "МакЛарен" снова занял первый ряд... И снова обе машины сошли, на этот раз с разницей в 6 кругов. Хорошо проводивший гонку Френтцен потерял на пит-стопе полминуты, и "Феррари" сделала дубль. А Ральф Шумахер доказал потенциал альянса "Уильямс" и "БМВ" своим третьим местом.
2001 год, благодаря вернувшейся "войне шинников", стал годом рекордов. Гран-при Австралии запомнился впечатляющей аварией Жака Вильнева и Ральфа Шумахера в шестом повороте трассы; не ожидая столь раннего торможения Шумахера, Вильнев врезался в его машину сзади и взлетел, ударившись об ограждение трассы. Пилоты не пострадали, но колесо от машины убило маршала трассы. После ухода машины безопасности Шумахер начал отрываться от своих соперников, Монтойя, проводивший неплохой дебют, сошел из-за отказа двигателя. Другой дебютант, Кими Райкконен, чудом допущенный на старт, финишировал седьмым и получил одно очко после дисквалификации Паниса.
В 2002 году "Феррари" стартовали с первого ряда, но Баррикелло не уехал далеко: в него сзади врезался Ральф Шумахер и, повторив полет Вильнева, остался в гравии. Первый поворот стал концом гонки также для 4 других пилотов, а Ярно Трулли на "Рено" смог просочиться на второе место. Однако, после ухода машины безопасности, Трулли потерял управление на прямой и разбил машину. Лидировавший Култхард несколько раз ошибся, что позволило Шумахеру, опередив Монтойю, выйти вперед. В конце гонки оказалось, что дебютант "Минарди" Марк Вэббер, австралиец, удерживает 5 место, проигрывая по 3 секунды на круге Мике Сало. После атак и контратак, Сало потерял машину и развернулся, таким образом подарив Вэбберу и Стоддарту (также австралийцу) и тысячам зрителей праздник, полный восторга.
2003 год и снова "Феррари" на первом ряду. Но дождь внес свои коррективы: Баррикелло разбил машину, Шумахер несколько раз менял шины. На победу нацелился Райкконен, но превысил скорость на пит-лейн. Флаг подхватил Монтойя, но уже в конце гонки его развернуло, и вперед проехал Дэвид Култхард, всю гонку проведший медленно, но безошибочно. В конце гонки Райкконен смог отбить атаки Шумахера, не дав поулмену даже подняться на подиум.
Мельбурн 2004 года, и снова Шумахер и Баррикелло впереди всех на старте с рекордом круга. Алонсо совершил прекрасный старт, выдавив Монтойю, Райкконен сошел из-за отказа двигателя. Хайдфельд сбил своих механиков, и они отплатили ему - после пит-стопа Ник смог проехать всего несколько метров. Не блиставшая разнообразием гонка на этот раз завершилась дублем "Феррари" с абсолютным рекордом трассы.
Измененный регламент и дождь в квалификации 2005 года принес успех совсем неожиданному человеку: Джанкарло Физикелла на "Рено" занял поул и победил в гонке, в то время как Шумахера выбил с трассы Хайдфельд, Трулли потерял скорость, а Баррикелло и Алонсо пробились через половину пелотона на 2 и 3 места.
2006 год, когда Гран-при Австралии впервые был не первым этапом чемпионата, принес одну из самых сумасшедших гонок. Монтойя развернулся на стартовой решетке, Физикелла стартовал с пит-лейн. Поул занял Баттон, но на обоих рестартах уступил лидерство Алонсо и Райкконену, а затем откатился вглубь пелотона. Второй поворот оказался последним для Массы, а шестой - для Култхарда и Трулли. Клиен разрушает машину, вылетев в повороте "Кларк". Ральф Шумахер превышает скорость. На время пит-стопов в лидеры выходит местный герой Вэббер, но тут же сходит рядом с пит-уолл с отказавшим двигателем. Шумахер напарывается на кочку в последнем повороте и разбивает машину на финишной прямой. Монтойю разворачивает. Победителем становится Алонсо, опередивший Райкконена, а Баттон выходит из последнего поворота с факелом пламени и Физикеллой на хвосте, и останавливает машину, не финишировав.
1. Авария Шумахера и Вильнева в 2001 г. 2. Авария Баррикелло и Шумахера в 2002 г. 3. Сход Баттона в 2006 г.
На Гран-при Австралии 2007 дебютировал Льюис Хэмилтон, уже в первом повороте вышедший на 3 место. Пока Хайдфельд не может соответствовать темпу "МакЛаренов", Баттон превышает скорость, Сутил получает два наказания подряд, дебютант Ковалайнен срезает повороты, "МакЛарен" выводит вперед Алонсо, а Култхард врезается и пролетает над головой Вурца - Райкконен уходил в отрыв, и спокойно выиграл гонку.
В 2008 году Хэмилтон удержал преимущество поула, но позади него случилось несколько столкновений. Масса за гонку попал в три коллизии, Райкконен провел всю гонку в трафике и в конце ее сошел; Алонсо в борьбе со своей новой "Рено" смог опередить Ковалайнена, а Хайдфельд финишировал вторым, показав серьезные претензии "БМВ". Победа осталась за Хэмилтоном.
Гран-при Австралии 2009 началось со скандала с "двойными" диффузорами, и девственно-белые "Броны" стартовали с первого ряда. Износ шин в этой гонке превышал все мыслимые пределы: так, Росберг показал лучший круг на мягких шинах, а уже через 5 кругов ехал медленнее на 5 секунд, растеряв все свое преимущество. Та же причина послужила причиной столкновения на последних кругах, когда Кубица начал терять скорость, а Феттель атаковал его, в результате чего оба сошли, а на втором месте финишировал потерявший, казалось, все шансы Баррикелло. Накаджима разбил машину в 5 повороте; Райкконен вновь сошел по техническим причинам. Дубль при дебюте команды "Брон"!
В 2010 году поул завоевал Феттель; во время дождевого старта новичок Петров отыграл несколько позиций, а Алонсо вылетел с трассы. Кобаяши вылетел с трассы, а затем врезался в Хюлкенберга. Трасса подсыхала, и первым слик одел Баттон; это позволило ему сразу же после волны пит-стопов оказаться на втором месте, а когда Феттель вылетел с трассы из-за отказа тормозов, Баттон финишировал первым. Петров вылетел с трассы; Хэмилтон выдавил с трассы Вэббера, но австралиец не остался в долгу и на последних кругах врезался в британца.
В 2011 году интригу подарил повышенный износ шин "Пирелли". Феттель и Хэмилтон ушли вперед, Петров на старте прошел с 6 на 4 место. Баттон опередил Массу, срезав поворот, но вернуть позицию уже не смог, и был наказан. Алонсо всю гонку провел в борьбе с Вэббером, но Петров засчет тактики двух пит-стопов опередил обоих и финишировал на подиуме.
С 1994 (когда был утвержден проект) по 2011 год круг в Альберт-парке практически не претерпел изменений. Единственным исключением стала шикана на въезде на пит-лейн, которая существовала со времени постройки трассы до 2001 года, а затем была убрана. Некоторые источники упоминают изменение длины трассы в 1998 году с 5302 до 5303 метров, но это связано лишь с уточнением FIA способа измерения длины трассы.
Безопасность трассы.
За всю историю проведения гонок в Альберт-парке погибли только два человека. Во время гонки спортивных автомобилей 25 ноября 1956 года местный гонщик Филипп Кэтлин потерял управление своим "Бугатти" на длинной, почти двухкилометровой прямой Aughtie Drive, вылетел в повороте Melford (нынешний поворот Stewart), врезался в тюки с сеном и вылетел из машины. Он скончался от травм спустя три дня. Вторым спустя почти 45 лет стал Грэм Беверидж, маршал трассы. 4 марта 2001 года, на пятом круге Гран-при Австралии, при столкновении Жака Вильнева с внезапно затормозившим Ральфом Шумахером, от машины Вильнева отлетело колесо. Оно с огромной скоростью влетело в отвестие в ограждении трассы и попало в грудь 52-летнему волонтеру. Маршал был доставлен в реанимацию, однако спасти его не удалось. Впоследствии на парковой скамейке, находящейся поблизости от его поста, была установлена мемориальная доска.
1. Диаграмма лучших кругов на трассе в Альберт-парке с 1953 по 2011 гг. 2. Мемориальная табличка Грэма Бевериджа. Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz