Не поленился, залез на сайт "Сочи автодрома", полазил по схемам трибун и пересчитал количество мест. Вот расчеты:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1eNzVC3kNf6dB-fGc_pQT9B_71NRDm3RFj4hTTdAOBBo/edit?usp=sharing
Всего на сайте размещена информация о 34 737 сидячих местах. Не все из них продаются, но всего на трибунах их нарисовано 34 737. Однако, на сайте полностью отсутствует информация о трибуне Т5 (около моря) - вероятно, продажи на нее начнутся позже. По размерам она примерно равна трибунам Т1 и Т2, то есть вмещает около 7000 зрителей (после начала продаж информацию можно будет уточнить). Еще 15 000 билетов обещают в зону свободного размещения, и еще на главной трибуне имеется 23 застекленных ложи, вместимость которых неизвестна, но вряд ли она велика (потому что они небольшие, шириной примерно в 50 стульев, а люди, заплатившие такие деньги, тесниться не будут) - ну, скажем, по 100 человек в самых дорогих и по 200 в самых дешевых. Итого по расчетам совершенно неожиданно получилось ровнёхонько 60 000 билетов.
Это в целом совпадает с единственными более-менее подробными данными, которые попадали в прессу в прошлом году (
http://sochiautodrom.ru/news/circuit?id=355): тогда было заявлено, что на главной трибуне 8 000 мест (я насчитал 10 361), в ложах 3 000 (3 300), на других трибунах 32 000 (я насчитал 31 339, и при этом где-то потерялись 2 000, которые Воробьев обещал пристроить к Т1 в будущем году), в зоне свободного размещения 7 000 (сейчас 15 000), а в воскресенье автодром посетило 55 000 зрителей, включая 5 000 гостей "Паддок-клуба", который находится наверху здания боксов и принадлежит компаниям, аффилированным с коммерческим правообладателем "Формулы-1". Всего на Гран-при 2014 года присутствовало 65 000 человек; учитывая увеличение трибун и зоны свободного размещения, а также наличие "Паддок-клуба", в 2016 году число зрителей может достичь 65 000, а всего человек на трассе - 75 000.
Много или мало 60 000 (с "Паддок-клубом" - 65 000) мест для такой трассы? Для России, конечно, много: это не только в два раза больше, чем на втором крупнейшем автодроме в стране (и в пять-десять раз больше, чем на большинстве наших "крупных" автодромов), но и вообще одно из крупнейших по вместимости спортивных сооружений (для примера, вместимость крупнейшего стадиона Олимпийского парка "Фишт" - 47 000 зрителей, а Большой арены "Лужников" - 87 000). Это более-менее на одном уровне с гоночными трассами среднеевропейского уровня (Зандвоорт, Имола, Эшторил и т.д.), принимающих международные соревнования младших классов. Для трассы "Формулы-1" - это на самой нижней границе: редко какая трасса календаря имеет меньше 100 000 мест (в основном это городские трассы, где поставить трибуны просто негде), а некоторые достигают 200 000 и даже 250 000 (
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_motor_racing_venues_by_capacity). Но сама по себе вместимость на скорость не влияет - важна посещаемость. Именно небольшая посещаемость вызывает большие проблемы даже у самых богатых промоутеров, и здесь нижняя граница - как раз 50-70 000 в день гонки. 52 000 человек в Хоккенхайме в этом году стали поводом для беспокойства в паддоке. 30-35 000 человек в Мельбурне заставляют организатора стабильно все 20 лет существовать наполовину за счет государственных субсидий. Ситуацию с посещаемостью Гран-при России на этом фоне можно было бы оценить как минимально-достаточную для постепенного выхода на самоокупаемость, если бы не одно "но", о котором речь пойдет ниже.
Переходя к финансам, отметим любопытный факт: основной их кузницей является главная трибуна. Она приносит больше 50% дохода (порядка 500 млн. рублей), хотя на ней сидит всего 23% зрителей. А четыре ложи "Платинум" (при гипотетическом наличии в каждой всего 100 человек) могут принести почти 65 миллионов рублей - примерно столько же, сколько трибуна Т3 (имени Квята, вокруг 3 поворота) на 7 000 человек или вся зона свободного размещения на 15 000 человек.
Ну а всего доход от продажи всех 60 000 билетов может составить от 934,1 до 998,1 миллионов рублей - в зависимости от того, сколько человек предпочтут более дешевые билеты на субботу и воскресенье, а не более дорогие на 4 дня (а таких будет немало, потому что четырехдневные билеты не только дороже, но и заставят потерять два рабочих дня, за которые придется оставить в Сочи круглую сумму на проживание, питание и развлечения). Разумеется, билеты могут быть проданы не полностью, особенно учитывая, что: последний Гран-при уже был всего лишь полгода назад; 1 мая для многих традиционный день труда; на Гран-при нужно выезжать как минимум 29 апреля, в рабочий день. Кроме того, промоутер обещает скидку 10% для тех, кто уже был на нем в октябре, скидки детям, старикам, инвалидам и так далее, которые в целом способны снизить выручку на пару процентов. Но кроме билетов, у промоутера есть и другие многочисленные способы получить доход: размещение рекламы, выдача права продажи сувенироной продукции, права теле- и фотосъемки, продажа пропусков, аттракционы, развлекательные мероприятия, аренда площадей и так далее. Они настолько разнообразны, что, пожалуй, в них не разберется и прокуратура. Расходы промоутер, разумеется, тоже несёт, но они должны быть относительно небольшими, в основном обслуживание автодрома и зарплаты; основной продукт производства ему предоставляет "Формула-1", а налоги, надо думать, сведены к разумному минимуму. Очень приблизительно можно сказать так: нормальным уровнем прямого дохода от проведения гонки было бы 1,5 миллиарда рублей.
Теперь попробуем вспомнить о том, сколько стоит проведение Гран-при - и столкнемся в этом с большими трудностями. Достоверных чисел в прессе пока не называлось. Виталий Мутко в 2014 году называл 1,2 млрд. рублей (
http://itar-tass.com/sport/1502407), что по тогдашнему курсу равнялось 30 млн. долл. Испанские обозреватели тогда же называли цифру в 40 миллионов евро (
https://twitter.com/WinfieldF1/status/513780492982689793). Оценить правдоподобность этих цифр без утечки документов невозможно, поскольку коммерческий правообладатель "Формулы-1" ведет очень дифференцированную ценовую политику, в которой одни трассы могут не платить ничего (как Монако), а другие должны платить 120-150 млн. долларов (как Абу-Даби). В принципе, если оценить привлекательность российского рынка для "Формулы-1" и выступающих в ней автопроизводителей, то можно сказать, что эти цены лежат в более-менее правдоподобном диапазоне - хотя на мой лично взгляд, 40 миллионов евро всё-таки больше похоже на правду. И, если посмотреть на них из 2010 или тем более 2014 года, то оценка Мутко о выходе на точку безубыточности в 2015 году и получении прибыли в 2016 была реалистичной. Даже с учетом традиционного для "Формулы-1" и прописанного во всех договорах повышения выплат на 10% ежегодно. Но... коммерческий правообладатель заключает договора только в долларах или евро - а зрители в кассу несут рубли. Соответственно, когда год назад рубль упал вдвое и более, у Гран-при России доходы упали вдвое, а расходы сохранились на том же уровне. Конечно, это нанесло сильнейший удар по бизнес-плану - ну, о чем я вам рассказываю, в одной стране живём. В общем, сейчас, имея все эти вводные, нетрудно вычислить, что выплаты промоутера в 2016 году будут лежать где-то между между 2,4 (если основываться на цифрах Мутко) и 3,5 (если брать за основу оценки испанцев) миллиардами рублей, плюс выплаты другим гоночным сериям - а, напомню, общую выручку промоутера в предыдущем абзаце мы оценили в 1,5 миллиарда. На этом фоне понятно, почему Краснодарский край требует от "Омеги" скорейшего выхода на безубыточность, и понятно, что выполнение этого требования "Омегой" крайне затруднительно.
Обычно в таких случаях принято вспоминать про косвенный доход, то есть доходы, которые получает гостиничный, развлекательный, продовольственный, транспортный и туристический виды бизнеса в округе от наплыва туристов (как мы выше подсчитали, включая сотрудников команд, коммерческого правообладателя, ФИА, журналистов, маршалов и обеспечивающих служб, это будет порядка 75 000 человек). Опять же нехитрым расчетом получаем, что для того, чтобы компенсировать недостающие для самоокупаемости 1-2 миллиарда рублей, каждый из них должен оставить перечисленным видам бизнеса в округе трассы что-то между 13 и 26 тысячами рублей. Полагаю, что оставляют они несколько больше. И получается, что бизнес в округе получает от проведения Гран-при больше денег, чем организаторы получают от продажи билетов. Можно эту дорожку раскручивать и дальше: прикинуть затраты организаторов на подготовку трассы и зарплаты, затраты бизнеса на производство товаров и услуг, потери, перечисление налогов государству и так далее, - но тогда она уведет далеко от темы Гран-при в чистую экономику. Суть в том, что косвенный доход - это доход бизнеса, а для государства проведение Гран-при не окупится (даже если бизнес будет платить 70% налоги) до тех пор, пока либо цены не вырастут до тех долларовых значений, на которые был рассчитан бизнес-план Гран-при России и которые пока промоутер сдерживает, либо количество зрителей, приезжающих на гонку, не вырастет приблизительно вдвое, до 120-150 тысяч человек. А пока Гран-при можно рассматривать как очень запутанную схему переливания бюджетных денег в доходы туристического бизнеса в Сочи в несезон. Сюда же, наверное, можно отнести и тот факт, что видеокартинка из Олимпийского парка, подспудно рекламирующая Сочи как курорт, обходит несколько сотен миллионов телеэкранов во всем мире и длится там несколько часов - и нетрудно прикинуть, что тот же охват и длительность, купленные для ролика типа "Отдыхайте на курортах Краснодарского края!" обошлись бы в несколько сотен раз дороже. На этом фоне становится уже не совсем понятно, почему Краснодарский край требует от "Омеги" скорейшего выхода на безубыточность, но, очевидно, причина тут проста: когда на горизонте появилась толстенькая полярная лисичка, бюджету региона уже не до стартегических размышлений государства.
Ну а после этого принято вспоминать (респект маркетологам коммерческого правообладателя за то, что умудряются внушить крупнейшим лицам даже такое) еще и о том, что Гран-при можно воспринимать как мегасобытие (
http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2013_5/Goncharik_2013_5.pdf) - рекламное и имиджевое для государства и региона мероприятие, подобное Олимпийским играм. Для мегасобытий самоокупаемость не явлется критическим фактором, а важнее сопутствующие ему социальные и политические факторы. Но воспринимать "Формулу-1" как мегасобытие в нашей стране, пожалуй, склонны только болельщики "Формулы-1"; в том-то и загвоздка, что таковых относительно немного.
P.S. "Вконтакте" мне указали, что в 2015 году трибуны Т5 не было. Если и в 2016 её не будет, значит, в названные на пресс-конференции 60 000 входят и 2 000 еще не построенных мест на Т1, и 5 000 мест в "Паддок-клубе". Это будет означать, что (поскольку билеты в "Паддок-клуб" промоутером не продаются - хотя по договору с "Аллспорт" или что там сейчас вместо неё какие-то выплаты промоутеру, скорее всего, предусмотрены) выручка от продажи билетов будет ниже и составит приблизительно 867 - 919 миллионов рублей.
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz