http://autosport.com.ru/feature/20507/prizyvy-mosli-pozabavili-komandy-formuly-1
Призывы Мосли позабавили команды Ф1
24 апреля 2015
Макс Мосли призвал команды разорвать свои двусторонние соглашения с FOM и начать действовать, чтобы спасти Формулу 1. Дитер Ренкен находит странными такие заявления бывшего президента FIA
Дитер Ренкен - человек-загадка. Как человек, который не отличает ФОА от ФОМ, человек полностью некомпетентный, может писать "экспертные" статьи, полностью набитые демагогическими рассуждениями?.. Как эти статьи могут брать ведущие сайты?.. Неужели с журналистикой в "Формуле-1" настолько плохо?
На днях пресс-центр бывшего президента FIA и близкого друга главы FOM Берни Экклстоуна Макса Мосли опубликовал весьма забавные комментарии.
По словам приятеля Экклстоуна, с которым они дружны уже более 30 лет,
Кто может утверждать, насколько они дружны? Они были дружны в 70-х годах, но за время работы Мосли в ФИА они имели слишком много противоречий, слишком много попортили друг другу крови. В последние 15 лет у них было слишком мало вопросов, которые они решали без конфликтов, чтобы остаться друзьями.
По словам приятеля Экклстоуна, с которым они дружны уже более 30 лет, Формула 1 стоит на грани коллапса, и ситуацию может спасти лишь разрыв контрактов, связывающих команды, а следовательно, и весь спорт, обязательствами перед FOM, что в свою очередь позволило бы более справедливо распределять между командами призовые, ежегодный размер которых оценивается приблизительно в миллиард долларов.
Контракты команд с ФОМ - часть Договора согласия, то есть единственной системы, сохраняющей равновесие сторон в треугольной системе управления чемпионатом. Их разрыв малореален без краха чемпионата. Конечно, в истории был период 2005-2009 годов, когда часть команд таких соглашений не имела, но в итоге единственными проигравшими от этого оказались команды же - они выступали в чемпионате, а призовых не получали. Дитер Ренкен предлагает распределять призовые более справедливо при помощи их отсутствия?
По словам приятеля Экклстоуна, с которым они дружны уже более 30 лет, Довольно редко автор данного материала был согласен с позицией Макса Мосли, но в этот раз британец оказался абсолютно прав, ведь контракты составлены таким образом, что, к примеру, Sauber необходимо четыре сезона подряд выигрывать оба титула, чтобы получить сумму эквивалентную призовым, которые получают Ferrari и Red Bull только лишь за то, что выходят на старт.
"Ред булл" и "Феррари" заслужили эти выплаты. Вообще-то именно за выход на старт все команды получают одинаковую сумму, примерно по 40 млн. долл. Плюсом к этому идут призовые и бонусы (порядка 80 млн. для "Ред булл" и порядка 110 для "Феррари"), но они почти все распределяются по объективным критериям, и достичь их "Зауберу" мешает только собственая неконкурентоспособность. Если же заниматься подсчетами, то один Кубок конструкторов вполне сравняет призовые "Заубера" со стартовыми "Ред булл" и "Феррари". И при чем тут "оба титула", если деньги выдаются только за КК?
«Половина команд с трудом принимают участие в чемпионате из-за того, что у них на это нет средств, - заявил Мосли. – Я считаю, что это неправильно».
Мосли, стоявший у руля FIA с 1993 по 2009 год, комментируя текущий дисбаланс в распределении призовых, проводит аналогии с вымышленной ситуацией, при которой, к примеру, половина команд выступает в Формуле 1 с гораздо более мощными моторами, что в итоге искажает соревновательную составляющую любого вида спорта.
Может быть, я что-то пропустил, но таких слов от Мосли не припоминаю. Оригинал интервью был взят еще 5 апреля агентством Deutsche Presse-Agentur, публиковался в Zeit, Bild, Abendzeitung-muenche и других СМИ, и там этих слов не было. Ренкен присваивает Мосли собственные мысли, основанные, скорее всего, на стремлениях изменения моторов, которые в последние время исходят от Экклстоуна. Ну и как относиться к такой безумной смеси?
«Единственный способ решить проблему – прийти к согласию, - заявил Мосли. - Нужно усадить все команды за стол переговоров и сказать: “У нас серьезная проблема: у некоторых из вас достаточно денег, но у большинства их нет вообще, и если так будет продолжаться, то Формуле 1 придет конец, поэтому мы должны обсудить перемены и принять решение” Поэтому я приглашаю всех за стол переговоров. Это решение должно быть единогласным».
Благородные комментарии от человека, чьё мнение до сих пор играет значимую роль, особенно в британской прессе. Конечно, это подбодрит “обделённых”, но почему тогда многих эти заявления рассмешили?
Интересно, что Ренкен нигде так и не называет ни команд, ни имен тех "многих", чьи мысли высказывает.
Дело в том, что структура коммерческих прав на Формулу 1 организована таким образом, что на руках у FOM имеется карт-бланш над всеми коммерческими соглашениями на ближайшее столетие. Сперва договор с FOM был заключён на 10 лет, но затем продлён на 103 года (да, вы не ослышались), и ратифицирован он был как раз администрацией Мосли в конце 90-х годов, после чего в 2000-м срок был пересмотрен!
Договор ФИА с ФОМ был заключен в 1995 году сроком на 15 лет. Новый договор, заключенный в 2000 году, был заключен на 100 лет, начиная от срока истечения первого. То есть до конца 2110 года. Вообще-то и в 1995 году это тоже был не первый договор, а уже четвертый, и это не считая предыстории передачи коммерческих прав, которая тянется примерно с 1974 года. Ну и бессмысленно пенять на "администрацию Мосли", поскольку президент в ФИА полнотой власти не обладает, и, в частности, Мосли при подготовке 100-летнего соглашения руководствовался требованиями специального комитета ФИА (включавшего нынешних функционеров Розарио Алесси и Мишеля Боэри), представлял его на утверждение Сената (который тогда возглавлял ни кто иной, как Жан-Мари Балестр) и Всемирного совета, ему его отклоняли, и он несколько раз его переделывал.
В то же время FIA приняла диктат Комиссии ЕС, отказавшись от коммерческих притязаний на Формулу 1, передав все права компании SLEC (затем её правопреемницей стала FOM), и, если в дальнейшем FIA по какой-то причине чувствовала бы себя в невыгодном положении, это соглашение было призвано расставить всё на свои места.
Чушь от начала до конца, полная ахинея. ФИА никогда не отказывалась от коммерческих прав, она до сих пор ими владеет, но передает в аренду ФОМ. СЛЕК тут вообще ни при чем - это фирма, владеющая ФОМ, она никуда не пропадала, и правопреемников у нее нет.
Если бы ассоциации, как, к примеру, Олимпийскому комитету и FIFA, удалось защитить свою коммерческую собственность, плачевной ситуации не возникло бы, и FIA сама решала, бы что ей делать с чемпионатом.
Какой ассоциации? Откуда вдруг в тексте появилась ассоциация? У меня нет доступа к
http://plus.autosport.com/premium/feature/6471/mosley-rallying-cry-will-amuse-teams, чтобы проверить, как это слово было написано в оригинале статьи, но тут либо переводчик, либо автор лажанулись по полной. Скорее всего, здесь должно быть слово "федерации". Но тогда к автору возникает еще больше вопросов. Как это ФИА не удалось "защитить коммерческую собственность", если коммерческие права по-прежнему принадлежат ФИА, и федерация по-прежднему является учредителем, организатором и управленцем чемпионата? Если предположить, что ФИА не передавала бы права в аренду ФОМ, то каким образом она могла бы их использовать, если ФИА, согласно своему Уставу, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью? В чем принципиальная разница между МОК, ФИФА и ФИА, если они все продают коммерческие права реализующим их организациям - телеканалам, мерчендайзерам, рекламщикам - только МОК и ФИФА делают это самостоятельно или при помощи национальных федераций, что вызывает в них дикие корупционные скандалы, а ФИА делает это через посредника?
Согласно информации из надёжных источников, в январе 2005 года было подписано соглашение, по которому Ferrari получила значительный одноразовый платёж. Также команде были гарантированы ежегодные выплаты в размере 5% от суммы призовых к распределению, половина из которых шла со счетов FOM в качестве вознаграждения за гарантию Скудерии принимать участие в чемпионате до 2012 года.
Такой платеж был выплачен всем командам, подписавшим Договор согласия, и то же самое было сделано потом в 2012 году. 5% "Феррари" тогда не получала, в 2005-2012 годах это было 2,5%. И не от суммы призовых, а от суммы выручки коммерческого правообладателя, из которой основной призовой фонд составлял 47,5%.
Более того, за период с 1993 года, когда Мосли занял свою должность, и до момента продажи коммерческих прав, из Формулы 1 ушло две команды, а четыре появилось, правда каждая их них исчезла спустя два года или даже раньше. За последующие пять сезонов спорт покинули ещё две команды, и лишь Toyota изъявила желание пополнить пелотон, приняв драконовские условия вступительных взносов, затребованных FIA для новичков чемпионата.
Исключительно потому, что техническое развитие инфраструктуры команд сделало невыгодным основание команды с нуля. Проще купить. Таким образом в чемпионат пришли "Форд", "Рено", БМВ, "Хонда" и "Мерседес".
Конечно, к концу своего срока Мосли попробовал было внедрить концепцию контроля бюджетов (с явным опозданием), пытаясь остановить поток уходящих команд, но его попытки были обречены на провал, когда Ferrari пригрозила покинуть чемпионат, а в 2009 году выборы президента FIA выиграл бывший босс Скудерии Жан Тодт.
При этом четыре коллектива успели откликнуться на обещания Мосли по поводу “дешёвой Формулы”. USF1 так и осталась проектом, Campos/HRT просуществовала три года, а Caterham и Marussia перешли в итоге под управление временной администрацией. Marussia все же, заплатив своим инвесторам по 2 цента с каждого вложенного доллара, вернулась в чемпионат в сезоне-2015.
Неутешительная статистика, демонстрирующая к тому же, насколько тяжело добиться каких-либо изменений в Формуле 1, учитывая её громоздкую бюрократическую систему принятия решений (ещё более перегруженную основанием Стратегической Группы), прописанную в Договоре согласия 2009-2012 года. Кстати, это была последняя норма, принятая командой Мосли.
Эта бюрократическая система в целом действует с 1923 года, Мосли тут ни при чем. А стратегическая рабочая группа была учреждена ФИА согласно Договору согласия 2012 года в декабре 2013 года.
Таким образом, британец должен понимать, как тяжело добиться единогласия, необходимого для осуществления кардинальных изменений. «Сморите, все наши проблемы из-за того, что у кое-кого слишком много денег, а другим их не хватает, что может привести к краху Формулы 1. Поэтому давайте сядем вместе и примем решение», - сказал Мосли. Но призывы эти звучат несерьёзно.
В конце концов, с какой стати Red Bull Racing, которой предложили коммерческие выгоды, как и Ferrari, готовящейся к первичному публичному размещению акций, добровольно отказываться от $100 млн. в год? Планы McLaren по развитию невозможны без дополнительных средств, да и бюджеты Williams и Mercedes тесно зависят от этих денег.
Главной причиной, по которой избранные команды, входящие в состав так называемой группы Бонуса Кубка конструкторов, получают дополнительные выплаты, стало непреодолимое желание владельцев материнской компании FOM фонда CVC Capital Partners провести первичное размещение акций Формулы 1 на Сингапурской фондовой бирже.
Чтобы добиться своего, венчурному фонду необходимы гарантии главных игроков не покидать спорт, в результате чего им и были обещаны дополнительные платежи. Тем не менее, из-за различных проблем об IPO пришлось забыть, а Формула 1 осталась обременена контрактами, угрожающими самому существованию спорта.
Всё хорошо, кроме последнего. Если призовой фонд чемпионата повышается, это выгодно всем участникам. Да, сейчас "Ред булл" получает больше, но она добилась этого сама и в честной борьбе. Пусть "Заубер" сделает то же самое, какие проблемы?.. Нет, вместо этого почему-то считается, что чемпионат под угрозой. От того, что победители стали получать больше, проигравшие не стали получать меньше.
Точно так же и сама концепция Стратегической Группы была своего рода подачкой главным командам. В новое формирование вошли пять топ-коллективов и команда, занявшая наивысшее место в Кубке конструкторов. Все они получили равные голоса, как уже успел убедиться Жан Тодт, выдвинувший идею потолка бюджетов. Предложение француза не прошло, получив лишь 6 голосов “за” и 12 “против”, поскольку FOM обладает блоком в шесть голосов.
В стратегическую рабочую группу входят не топ-команды, а шесть команд, занявших шесть первых мест в последнем Кубке конструкторов. Например, в прошлом году туда входил "Лотус", а в этом - "Форс Индия". И кстати, если Тодт не получил их голоса, то это значит, что само его предложение никуда не годилось. Мне кажется, то предложение не могло быть принято по умолчанию, оно было инструментом для чего-то другого - например, Тодт таким образом избежал обвинений в пассивности, переведя вектор недовольства СМИ на топ-команды.
По этому поводу Мосли заявил: «Я не знаю деталей соглашения [что очень удивительно, ведь он входил в совет FIA на момент подписания договора], но выходит, будто команды и Берни обладают перевесом в голосах над FIA.
Я могу ошибаться, однако, похоже, позиции FIA далеко не так сильны, как раньше».
Разумеется, Мосли не знает деталей соглашения, поскольку уже не входил во Всемирный совет ФИА в 2013 году. Кстати, он не полностью покинул ФИА, сейчас он работает на какой-то управляющей должности в дочерней организации ФИА - Институте ФИА, который находится в Англии. Что касается превосходства команд над ФИА, то это не превосходство, а, скорее, паритет: да, в рабочих группах и в комиссии "Формулы-1" большинство голосов за командами (и так было всегда с 1979 года), но все эти структуры - часть ФИА, и ФИА может отказать им в принятии их решений. Власть ФИА никуда не делась, просто Тодт предпочитает заниматься другими вещами.
Мосли абсолютно прав, но ведь внедрение норм, касающихся дополнительных выплат привилегированным командам, разработка концепции Стратегической Группы и продажа компании SLEC (ставшей в последствии FOM) вместе с коммерческими правами фонду CVC – всё это произошло ещё при его правлении.
Да, кроме стратегической группы. И что? Каким образом изменение выплат и продажа СЛЕК относятся к превосходству команд в стратегической группе?
FIA обладала правом вето на любую операцию продажи, и, видимо, в ассоциации никто этим правом не воспользовался, а значит, Формула 1 всецело перешла во владение CVC.
Теперь понятно: автор или переводчик считают, что ФИА - это ассоциация. Что, в принципе, не так уж далеко от истины: ФИА была ассоциацией до 1946 года. Что касается продажи СЛЕК СВС, то она была согласована с ФИА, но заявление "значит, Формула 1 всецело перешла во владение CVC" - полная чушь. СВС получила только контроль над коммерческими правами.
FIA заняла не такую "жёсткую позицию”, как обычно, и этим была обречена на протяжении следующих 100 лет оказаться не удел в плане получения денег от Формулы 1, которые ранее зачислялись на счета особого фонда FIA.
Ну, в момент заключения договора сумма за права казалась настолько неправдоподобно большой, превышающей бюджет ФИА в 50 раз, что в принципе сделка была оправдана. Но этим дело не закончилось, Тодт в 2013 году выторговал дополнительные платежи, и сейчас ФИА по-прежнему получает от ФОМ довольно существенные суммы.
Стоит отметить, что 10-кратное увеличение сроков “аренды” коммерческих прав не гарантировало FIA никаких дополнительных выплат, а руководящий орган в свою очередь всё так же вынужден осуществлять свои функции. Следовательно, для того, чтобы спасти FIA от финансового краха, новому президенту Жану Тодту пришлось признать проведённые ранее операции и пойти на уступки.
Речь, по-видимому, о заключении 100-летнего договора, но ведь ФИА получила за это больше 300 млн. долл. (что по нынешним деньгам близко к миллиарду). Мосли действительно оставил ФИА с дырой в бюджете, но в дальнейшем она была успешно закрыта.
Тем не менее в рамках существующей структуры у FIA есть треть голосов в Стратегической Группе, что больше, чем при старом порядке с Техническими и Спортивными рабочими группами и Комиссией Формулы 1. К тому же, руководящий орган все еще сохраняет право вето во Всемирном совете по автоспорту, который ратифицирует все изменения регламента.
В корне неправильный подход к делу. Во-первых, хотя ряд журналистов считает иначе, техническая и рабочая спортивные группы никуда не делись. О них мало говорят, но это из-за большого шума вокруг стратегической группы. Но стратегическая группа не включает, например, мотористов или аэродинамиков, поэтому разработка ей технических регламентов была бы полным фарсом. Во-вторых, ФИА в принципе не может не сохранять за собой права вето. ФИА - основа основ всего мирового автоспорта, которая учреждает, прекращает и регулирует все чемпионаты, и вся муравьиная возня команд, коммерческого правообладателя вообще имеет место быть только с разрешения ФИА. Странно, что для Ренкена это не очевидно.
Странно, почему Мосли решил высказать своё мнение, да ещё в такой манере. Здесь стоит обратить внимание на его биографию: Макс может вновь прийти на помощь своему давнему приятелю Бернарду, находящемуся под давлением со стороны CVC, чтобы помочь всем десяти командам выжить в чемпионате.
Если только в качестве консультанта. Хотя даже это, учитывая его скандальную репутацию, маловероятно.
Учитывая финансовый дисбаланс, самый простой выход заключался бы в том, чтобы FOM подняла уровень отчислений обделённым командам, но такой исход явно идёт в разрез с политикой фонда CVC, задолженность которого по разным оценкам составляет около миллиарда долларов, и сумму эту Дональд Маккензи собирается погашать благодаря будущим доходам от Формулы 1.
Уже 4,2 миллиарда. "Дельта топко" уже сама находится на грани кризиса, и Маккензи, который и так уже дважды увеличивал призовой фонд чемпионата, по-моему, немного безразличны проблемы команд-неудачников.
Ежегодные платежи фонда своим кредиторам достигают $250 млн, а для того, чтобы все инвесторы были довольны, чистая прибыль корпорации должна составлять порядка $400 млн, так что зазора для уступок у CVC попросту нет.
Как-то это мало для такой махины, как СВС.
Так каковы шансы, что контракты команд будут пересмотрены, а доходы будут распределены более равномерно? Представьте себе чувство удовлетворения команд, которые в своё время приложили руку к отставке Мосли…
То есть, подытоживая весь этот текст: Ренкен хочет сказать, что в словах Мосли есть здравое зерно, но современная ситуация такова, что никто не заинтересован в их реализации. Как будто это не было понятно и без него.
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz